Четверг, 28.03.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Кабинет организационно-методического
сопровождения воспитательной работы

Уважаемые коллеги! Благодарим участников Республиканского фестиваля педагогических идей педагогов дополнительного образования "ТУТ: Территория Увлечений и Творчества" за интересные работы! Сертификаты участников размещены на сайте мероприятия.
Поиск
Добро пожаловать!
Меню сайта
Второе образование
Напишите нам!
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

О сайте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы социальны
Мы в Telegram
Опрос

Материалы в помощь педагогам

Главная » Статьи » Копилка педагога-воспитателя » Готовимся к родительскому собранию

Готовим и проводим эффективное родительское собрание

«Человек без воспитания ‒ тело без души», ‒ гласит народная мудрость. Общеизвестны слова В. Г. Белинского: «Воспитание ‒ великое дело: им решается участь человека». Из этого следует, что именно школа во многом определяет судьбу каждого из нас, поскольку одной из важнейших ее функций является воспитание подрастающего поколения.

Воспитательную работу в общеобразовательном учебном заведении проводят все, но в первую очередь, за нее отвечает классный руководитель, так как именно он постоянно находится в тесном контакте с учениками и их родителями.

С большинством родителей учащихся своего класса учитель встречается в основном на родительских собраниях, где решаются все вопросы, связанные с жизнью класса.

Для молодых учителей подготовка к родительскому собранию и его проведению всегда сопряжена со значительными трудностями.

На классном родительском собрании обязательно должна проводиться беседа по определенной теме: по педагогике, этнопедагогике, возрастной психологии. Для этого нужно предварительно знакомиться с литературой по теме и материалами Интернет-ресурсов. Можно обращаться к разделу «Готовимся к родительскому собранию» сайта центра социализации, воспитания и дополнительного образования.

 Иногда бывает так, что классный руководитель на родительском собрании говорит только об успеваемости учащихся и об их поведении. Но родителей нужно заинтересовать не только учебой, дисциплиной ребенка, но и интересной, конкретной беседой, чтобы родитель мог повысить свой уровень знаний по психологии, педагогике, чтобы он каждый раз приходил с целью узнать что-то новое. Полезной формой работы является анкетирование, тестирование, в результате которого мамы и папы смогут узнать что-то новое не только о своем ребенке, но и о себе, о взаимоотношениях в семье. Если собрания проходят в таком ключе, то к ним постепенно начнет готовиться не только учитель, но и родители. Они будут заранее готовить вопросы, на которые самостоятельно найти ответ не удается. Решать эти вопросы участники собрания смогут сообща.

В зависимости от особенностей восприятия и обработки информации, людей можно условно разделить на 3 категории:

  • аудиалы;
  • визуалы;
  • кинестетики.

Надо учитывать, что, хотя действительно существуют люди, пользующиеся при восприятии информации только слуховым каналом, их достаточно мало. Поэтому при подготовке к родительскому собранию необходимо предусмотреть средства визуализации выступления. Можно использовать компьютер, проектор, интерактивную доску. Потратив некоторое количество времени на создание грамотной презентации с включением в нее результатов тестирования, фотографий, гиперссылок, педагог наполовину облегчит себе задачу удержания внимания аудитории. Видео по теме родительского собрания также поможет раскрыть проблему, поднимаемую учителем. Найти, просмотреть и скачать необходимый материал нужно заранее, чтобы не зависеть от сети.

Собрания с участием специалистов, работающих в разных областях общественной жизни (психологи, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов и др.) помогут родителям разобраться в вопросах, которые находятся вне компетенции педагога и школы в целом.

Можно включать в план работы с родителями интерактивные формы собраний:

  • лекторий;
  • тематическое родительское собрание;
  • собрание родителей совместно с обучающимися;
  • конференция;
  • деловая игра;
  • показательное выступление;
  • семейное научное общество;
  • тренинг и др.

При проведении родительского собрания надо обратить внимание на возраст родителей. Молодые родители лучше воспринимают эмоциональный аспект, родители среднего возраста более рациональны, старшее поколение в этом плане является разносторонним.

Стоит учесть социальный паспорт родителей класса. Например, сколько полных семей, неполных (одинокие матери, одинокие отцы), вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери. Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей следует готовиться по-разному. Отцы скептически относятся к предоставляемым фактам, с сомнением воспринимают информацию, поэтому нужны хорошие примеры, нужно опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.

Во время подготовки к беседе нужно обратить внимание на образование родителей. Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону, поэтому для них в начале родительского собрания нужно поставить цели и задачи. Родители без образования более эмоциональны, поэтому в начале беседы с ними можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлечь в разговор.

Обратите внимание на тон беседы. Он не должен быть покровительственным. Лучше, если вы будете доброжелательны.

Проанализируйте, по каким мотивам приходят родители ваших учеников на собрание. Специалисты определили четыре группы мотивов, которые побуждают родителей посещать родительские собрания:

  • интеллектуальные;
  • моральные;
  • эстетические;
  • дисциплинарные.

Учителя отмечают, что лучше всего работать  с родителями, руководствующимися интеллектуальными мотивами. Им интересна тема беседы, поскольку для них важны успехи, достижения, проблемы своего ребенка, они хотят быть ближе с ним, узнать его мир, интересы, увлечения. Родители с моральными мотивами приходят, чтобы показать, что они присутствуют на родительском собрании, выполняют свой долг родителя. Родители с эстетическим мотивом всегда приходят на собрания, пропуская их только по веским причинам. Лекцию не только слушают, но обязательно записывают, что-то переспрашивают, задают вопросы. Самую трудную группу представляют родители, которые приходят по дисциплинарному мотиву: они пришли, потому что надо прийти. Нет заинтересованности, нет вопросов, пришли и ушли. Часто, будучи негативно настроены по отношению к школе, классу, учителям, они ко всему могут относиться скептически, считая, что все равно ничего не поможет им наладить отношения с ребенком, что все это написано только в книгах, а в жизни так не бывает. В такой ситуации учителю особенно сложно преодолеть барьер непонимания.

При подготовке надо учитывать продолжительность беседы. Лучше ее рассчитывать на 30-40 минут. Основную мысль рекомендуется повторить в начале и в конце в разных формах. Тема может быть связана с режимом дня, переходным возрастом, подростковым максимализмом, отношениями между полами, успешно работой и т. д. Обязательно продумайте план беседы, сделайте конспект. Но ни в коем случае не читайте по бумаге, поскольку свободная речь воспринимается лучше. Важен зрительный контакт. Надо видеть всех родителей, а не одного человека. Отдельно продумайте начало и конец беседы. Любая встреча с родителями должна заканчиваться рефлексией: что осталось за рамками беседы, лекции, презентации, какие вопросы необходимо охватить в следующий раз.

Стоит учесть, что любопытство находится на пике только в течение двух-трех минут. За это время надо успеть заинтересовать родителей. Стремитесь к тому, чтобы родители были не только пассивными слушателями, но и активными участниками беседы.

Общеизвестно, что учитель должен следить за своим внешним видом. Но классный руководитель перед родительским собранием должен особенно тщательно осмотреть себя в зеркале. Особенно придирчивы к внешнему виду педагога отцы и родители, пришедшие по дисциплинарному мотиву. Экстравагантность в одежде воспринимается отрицательно. Оденьтесь чуть наряднее, чем в обычные дни, обратите внимание на прическу.

Рационально вести беседу стоя. В таком случае все внимание концентрируется на учителе, хотя психологи говорят, что, если классный руководитель сидит, никто не доминирует в разговоре. Но если на собрание пришло много родителей, сидящим за последней партой не будет видно учителя. Это нарушит контакт со всеми родителями. Сидя можно поговорить, если на собрании присутствует мало родителей. При беседе не нужно ходить взад-вперед: это мешает слушать и сосредоточиться.

Обратите внимание на темп речи при беседе. Очень быстро говорить не нужно. Слушающие могут не улавливать смысл беседы, поэтому вскоре теряют к ней интерес. Раздражает слушателей и чересчур медленный темп разговора.

Уделите внимание тембру голоса. Если женщина говорит на высоких тонах, то ее речь воспринимается плохо, раздражает слушателей даже при очень интересной теме беседы. Поэтому женщина с высоким тембром голоса должна научиться говорить на более низких тонах. Для этого существуют специальные упражнения. Во время беседы нельзя говорить монотонно. Надо менять силу, темп речи. Избегайте чрезмерной жестикуляции, но и не стойте по стойке смирно.

Учитель должен обязательно следить за своей речью. Не употребляйте суржик, избавляйтесь от слов-паразитов.

Обратите внимание на расстояние между вами и родителями. Антрополог Эдвард Холл создал теорию, описывающую пространственную и временную системы общения ‒ проксемику. Он выделил четыре общие зоны:

  1. Интимное расстояние (0-0,5 м): для близких родственников и друзей.
  2. Личное расстояние (0,5-1,2 м). Оно является оптимальным для ведения личных бесед и обсуждения личных вопросов, например, при встрече на улице.
  3. Общественное расстояние (1,2-3,65 м). Оно имеет ближнюю и дальнюю фазу. Единственный контакт на этом расстоянии визуальный. Поэтому во время беседы нужно смотреть собеседнику в глаза. Именно на этом расстоянии ведутся беседы на родительских собраниях. Прослеживается закономерность, что чем с большим доверием родители относятся к классному руководителю, тем ближе садятся. Более заинтересованные, активные родители всегда занимают первые парты. И наоборот: чем дальше человек садится от учителя, тем он пассивнее.
  4. Публичное расстояние (3,65 м и больше). На таком расстоянии обычно выступают все лекторы в вузах, колледжах, на семинарах, конференциях и т. д.

Классный руководитель должен быть уверенным в себе, в своих знаниях. Молодые классные руководители иногда не очень уверенно чувствуют себя перед старшими по возрасту родителями. Но свой настрой можно передать слушателям. Если учитель робеет, тогда родитель не поверит ему. Уместно вспомнить греческую пословицу: «Не тот оратор, кто хорошо говорит, а тот, кого слушают хорошо».

И самое главное: на родительском собрании не надо обсуждать плохое поведение и низкую успеваемость каждого отдельного ученика. Одна из причин того, почему родители не ходят на собрания, оказывается, кроется именно в этом. Родителям неудобно, стыдно перед другими, что так говорят об их ребенке. Избегая подобной ситуации, они не приходят. Можно говорить об общей работе класса, общих проблемах, успехах и достижениях всего коллектива, отдельных учащихся, не забыть благодарить учащихся. Еще один нюанс. Если вы похвалили почти всех учащихся поименно, а не назвали имена всего 3-4 ребят, постарайтесь найти и для них добрые слова. Ребенка можно похвалить за успехи в спорте, участие в каком-либо мероприятии, за старание, добровольную помощь, желание что-то сделать.

Если родитель в чем-то не согласен с точкой зрения классного руководителя, то не надо прямо говорить родителю в лицо, что он ошибается. В ходе беседы сам родитель должен прийти к мысли, что это он допустил ошибку.

Ни в коем случае нельзя начинать беседу в плохом настроении. Если вдруг во время родительского собрания возникает конфликт между родителем и учителем, то не надо доказывать свою правоту на повышенных тонах при всех. Успокойтесь, подумайте и решите проблему вдвоем в другое время.

Во время беседы не надо отвлекаться на посторонние темы, говорить о чем-то другом. Руководствуйтесь планом и изречением Артура Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

И последний штрих к самой личности классного руководителя словами известного педагога А. С. Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение ‒ самая решающая вещь».

 

Категория: Готовимся к родительскому собранию | Добавил: cvrtl405 (24.04.2015)
Просмотров: 1486 | Теги: семейное воспитание, воспитательная работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приглашаем!
Косплей

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики ГОУ ДПО Информационный вестник гражданско-патриотического воспитания Электронный журнал В помощь организатору летнего пришкольного лагеря Альманах Центр дистанционной самодиагностики Дистанционное обучение

Оформление сайта. Отдел воспитания и развития творческой личности ДонРИДПО © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz