Сцена в учительской. Мама нерадивого ученика, крупная женщина с высоким начесом, завернутым в мохеровый шарф, дорого, но безвкусно одетая, атакует учительницу, кричит: «Две двойки ему влепила, а он говорит, что учил - я ему верю, он мне никогда не врет; я знаю, вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал на классном часе: что у вас любимчики есть в классе».
Учительница: «Но он не учил, не знал, даже самого элементарного...».
Мама: «Я официально заявляю: еще одна двойка, и я пойду в РОНО, горОНО. Чему вас только в институте учат, ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете».
Учительница: «Другие, однако, понимают. Только ваш Коля...».
Мама (кричит еще громче): «Я тебя выведу на чистую воду...».
Стол. Пора остановить этот «содержательный» диалог. Как бы вы вели его на месте учительницы?
Авторитаристы
«В таком тоне я с вами разговаривать не намерена. РОНО? ГорОНО? Да, жалуйтесь, куда угодно. Я тоже расскажу, как вы себя ведете. Теперь мне понятно, откуда у вашего Коли такие замашки...».
Возражения. Совершенно бесперспективный вариант. Мама жалуется в различные органы, начинается война, точнее - дрязги. Плохо школе, учительнице, маме, а - главное - ребенку.
- «Давайте я сейчас приглашу вашею сына и вы сами посмотрите, как
он «знает». Или посидите хотя бы разок на уроке, убедитесь».
Возражения. Мама может ответить, что слушать Колю не будет. Она в этом не разбирается, ее этому не учили, она за это деньги не получает. А, возможно, скажет, что уже проверяла его - ей ответ сына понравился. Что ж его тогда - специально «топить»? «Убедилась, знает», - скажет после урока мама. А если Коля опять не ответит, мама может начать новую атаку: «Вот до чего ребенка довели, совсем затравили, слова сказать не может...».
Либералы
- «Стоит ли с такой родительницей связываться? Это же танк. На гусеницы любого, стоящего на пути, намотает. Черт с ним, с этим Колей. Не буду ему ставить двойки. Вообще его трогать не буду. Маму успокою: «Мол, ладно, обращу внимание, постараюсь» и т.п. Натяну повыше оценку, ничего страшного, если б одному Коле натягивать...».
Возражения. Учитель думает только о себе. Об ученике не думает. Обеспечивает себе спокойную жизнь за счет Коли. А в конечном итоге и спокойной жизни не будет: «Коля «сядет на голову», за ним другие.
Принятые групповые варианты объединим в один общий. Авторы исходили из того, что маму надо сделать союзником. Без союза с ней этого ребенка не воспитаешь. Все авторитарные и либеральные подходы не позволяют установить с «мамой-танком» контакт. Лучшими признаны решения «по Карнеги».
Обезоружить маму самокритикой в самом начале разговора, поставить ее в положение своего защитника. И ведь, действительно, учителю есть за что себя ругать: ставя двойки, он, учитель, просто фиксировал отсутствие знаний: почему знаний нет - не думал - потому ли, что мальчик не учил, или потому, что не понимает, или домашние условия не позволяют полноценно готовиться? «А справедлива ли я к Коле? -учительнице стоит задать себе такой вопрос. - Поставила бы другому подряд две двойки? Может быть, в самом деле его критика в мой адрес меня раздражила»?
Поэтому, возможно, следует быстро и решительно согласиться с разъяренной мамой, а кое в чем ее опередить. Слегка поактерствовать:
«Наверно, такому педагогу, как я, действительно не место в школе: видите - ничего не получается, все не так, надо уходить» и т.п. Очень вероятно, что тогда уже мама станет успокаивать вас, убеждать, что не все так плохо, вспомнит, как Коле понравился турпоход, который вы организовали и т.п. .
Но самое важное - сказать маме что-то хорошее о Коле, в каждом человеке ведь есть хорошее. Может быть, так сказать: «Я сама мучаюсь после этих двоек. Ведь Коля способный мальчик. Я помню, как на первом уроке он один ответил на сложный вопрос». Или так: «Коля честный и прямой мальчик. Он никогда не лжет вам. Он не боится вслух возражать мне. И вот я думаю, почему же он мне прямо не сказал, что не понял» и т.д.
Когда мама стала союзником учителя, следующие шаги (как вместе
действовать, чтоб улучшить учебу) будет гораздо легче планировать и
выполнять.
Из книги В. И. Лещинского "Педагогические задачи"
|