Пятница, 26.04.2024, 18:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Кабинет организационно-методического
сопровождения воспитательной работы

Уважаемые коллеги! Благодарим участников Республиканского фестиваля педагогических идей педагогов дополнительного образования "ТУТ: Территория Увлечений и Творчества" за интересные работы! Сертификаты участников размещены на сайте мероприятия.
Поиск
Добро пожаловать!
Меню сайта
Второе образование
Напишите нам!
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

О сайте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы социальны
Мы в Telegram
Опрос

Главная » 2016 » Февраль » 1 » НИЛ «Психолого-педагогическое сопровождение формирования творческой личности»
09:08
НИЛ «Психолого-педагогическое сопровождение формирования творческой личности»

Чтобы формирующаяся личность ученика развивалась конструктивно и стремилась к жизнетворчеству, необходим учитель, чья личность уже сформировалась и стремится к самоактуализации. Под самоактуализацией, на наш взгляд, целесообразно понимать то, что вкладывал в это понятие основоположник данной концепции Абрахам Маслоу в пору зрелости своей исследовательской мысли и своей концепции.

«Самоактуализация – достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность».

Личностную зрелость и стремление к самоактуализации у взрослого человека можно измерить и проанализировать. Для этого может быть, использован опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ, разработанный Андреем Васильевичем Лазукиным и Надеждой Федоровной Калиной и представляющий собой русскоязычную адаптацию теста самоактуализации Эверетта Шострома,

Данный опросник является действенным инструментом для диагностики предрасположенности и готовности к самоактуализации у взрослых. Более того, по словам его составителей, он ориентирован именно на взрослых членов нашего сегодняшнего общества – общества «несбывшегося социализма и все никак не сбывающейся буржуазной демократии». То есть, в нашем случае это тест для педагогов.

Опросник дает объективную информацию по одной основной и одиннадцати частным шкалам:

Стремление к самоактуализации

Ориентация во времени

Ценности

Взгляд на природу человека        

Потребность в познании      

Креативность     

Автономность    

Спонтанность    

Самопонимание 

Аутосимпатия

Контактность     

Гибкость в общении   

 Чем выше балл по шкале, тем сильнее выражена та или иная особенность личности, являющаяся компонентом самоактуализации. Однако сам Эверетт Шостром отмечал, что сверхвысокий балл не всегда однозначно свидетельствует о самоактуализации и иногда может отражать скорее желаемое, чем действительное состояние.

Содержательная интерпретация результатов диагностики выглядит следующим образом.

Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат обычно показывают люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых Абрахам Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

• Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Эриха Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».

Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.

Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Прежде чем приступать к диагностике, важно отметить для себя, что результат данного теста дает развернутую и разноплановую информацию о наших способностях к самоактуализации. Он дает также богатую пищу для размышлений и ауторефлексии. И, безусловно, он задает направления для работы над собой и самосовершенствования. Но он ни в коем случае не выносит окончательного и пожизненного приговора вида «годен» - «не годен». Результат теста – это результат, актуальный здесь и сейчас, для нас сегодняшних, в наших сегодняшних обстоятельствах.

Ссылка на онлайн-прохождение теста.

http://psytests.org/shostrom/samoal-run.html

Категория: Научно-методическая деятельность | Просмотров: 1356 | Добавил: cvrtl405 | Теги: The Twilight Zone (1959) The After | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приглашаем!
Косплей

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики ГОУ ДПО Информационный вестник гражданско-патриотического воспитания Электронный журнал В помощь организатору летнего пришкольного лагеря Альманах Центр дистанционной самодиагностики Дистанционное обучение

Оформление сайта. Отдел воспитания и развития творческой личности ДонРИДПО © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz