Воспитание у восточных славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), вследствие частых набегов кочевых племен, в результате довольно сурового климата у восточных славян сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, в которую входили несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины - в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни.
В 1979 году в Швеции впервые в мире был запрещено всякое телесное наказание ребенка. Считается непозволительным бить ребенка ни при каких обстоятельствах (за шлепок по попе в момент отвратительной истерики или хамства на улице родитель реально может схлопотать срок либо лишиться родительских прав). Дети, совершившие преступление до 15 лет не привлекаются к уголовной ответственности. Лица, достигшие 15 лет, могут предстать перед судом. Обычно приговор суда ограничивается денежным штрафом и передачей подростка для реабилитации в социальную службу. Отношения с учителями и учениками в Швеции демократичные или равноправные. Считается, что учитель не обладает автоматически неким непререкаемым авторитетом, он должен его завоевать.
Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания, школы, педагогической мысли. Здесь развивалась философия, включавшая в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская.
В отечественную педагогическую мысль, а так же умы современных родителей прочно входят элементы зарубежного воспитания. Опыт наших коллег, представляющий иной уклад жизни, и соответственно порядок воспитания бесценен. Современные реалии, когда между странами и континентами стерлись все мыслимые и немыслимые границы, человеку необходимо быстро адаптироваться в новых условиях, а для этого необходимо познавать не только традиции и культуры других стран, но и особенности воспитания детей, поскольку именно дети в будущем будут являть облик всей страны.
В последнее время в России активно используется азиатская методика воспитания, а конкретно японская, многие современные родители практикуют его, рапортуя о больших успехах. Попробуем разобраться, действительно ли эта методика так хороша, и можно ли пользоваться ей для воспитания российских детей.