Ученики Х класса обратились к директору школы с просьбой заменить классного руководителя С. Т. Свою позицию они аргументировали тем, что учитель не понимает их, оскорбляет достоинство мальчиков и девочек, завел в классе любимчиков и наушников. Ребята попросили назначить, если можно, классным руководителем пожилую учительницу истории 3. Г. Если этого нельзя сделать (3. Г. ведет занятия только в IX классе. часто болеет), то они самостоятельно и вполне ответственно будут решать все вопросы жизни и деятельности их коллектива.
В соответствии с планом работы ГПД мы пошли на занятие в детскую библиотеку. Тема занятия должна быть «Книги о друзьях и дружбе». После беседы о дружбе предполагалась работа с книгами. Я раздала детям книги, и вдруг Антон Б. просит меня заменить ему книгу.
- Почему? - спрашиваю я.
- Я не буду её смотреть, она рваная.
- Но почему же её нельзя прочитать?
- Это же не я порвал! Поэтому я хочу хорошую книгу!»
Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акции, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.
Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это исключитлеьно из стремления ослушаться, проявить своенравие.
Задача на выявление характера взаимоотношений среди ребят классного коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и самостоятельных решений.
Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено 4 основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты.
Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу — используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.