Компетентностно-ориентированный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы, которые служат методологической основой Государственных образовательных стандартов, призваны обеспечить построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. В связи с этим одной из основных задач классного руководителя становится создание оптимальных условий для повышения результативности образовательного процесса во вверенном ему классном коллективе.
Помочь ребенку в обучении можно, выяснив его учебные возможности:
- особенности мышления, умение выделять главное;
- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;
- интересы, склонности;
- уровень работоспособности;
- знание пройденного ранее учебного материала;
- особенности учебной мотивации ребёнка (осознание необходимости учебной деятельности; мотивы улучшения качества обучения).
Среди причин отставания ребёнка в учёбе педагоги и родители называют такие факторы:
- состояние здоровья ребёнка;
- отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;
- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;
- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определённых учебных навыков;
- недостатки преподавания;
- отсутствие интереса к предмету;
- проблемы, связанные с волевой сферой;
- невнимательность.
Часть перечисленных причин классный руководитель может выявить, наладив тесное сотрудничество со школьной социально-психологической службой, проведя тестирования на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли (http://ru.calameo.com/read/0012365192f2d9e0b3b93; http://ru.calameo.com/read/001236519a2332f096b23).
Целесообразно регулярно общаться с родителями, чтобы понять, каким образом они помогают своим детям в процессе обучения: заставляют ли их делать домашние задания или выполняют их сами, стимулируют ли успешную учебу, требуется ли помощь учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребёнка познавательных интересов, обсуждая фильмы, телепередачи, книги, организовывая коллективные творческие дела, проводя экскурсии с целью наблюдения за природой и так далее.
Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребёнку помогают учиться его одноклассники, товарищи, может ли он сам оказать помощь в учёбе другим. В рамках совершенствования системы самоуправления рекомендуем наладить работу актива класса по контролю состояния дневников, учебников, тетрадей, проверке выполнения домашних заданий, контролю успеваемости, организации и оказанию помощи обучающимся в усвоении отдельных предметов, созданию комиссии по работе с неуспевающими, организации участия обучающихся класса в предметных олимпиадах, неделях и мероприятиях.
В результате сбора информации классный руководитель получает значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребёнка, особенности его учебной мотивации, что даёт возможность целенаправленно строить индивидуальную работу с обучающимся. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи обучающемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы для учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят. |