Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе можно определить с помощью методики профессора М. И. Рожкова.
В ходе проведения каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего объединения работал лучше.
2. Вношу предложения по совершенствованию работы объединения.
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в объединении.
4. Участвую в подведении итогов работы объединения, в определении ближайших задач.
5. Считаю, что объединение способно к дружным самостоятельным действиям.
6. У нас в объединении обязанности четко и равномерно распределены.
7. Выборный актив в нашем объединении пользуется авторитетом среди всех членов коллектва.
8. Считаю, что актив в нашем объединении хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
9. Считаю, что ребята нашего объединения добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом объединения.
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
14. Ребята моего объединения постоянно участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом с другими объединениями.
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим.
19. Мы стремимся помочь другим (младшим) коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
21. Учащиеся моего объединения добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1- «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
- Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);
- Организованность классного коллектива (предложения 5-8);
- Ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);
- Включенность класса в дела общешкольного коллектива (13-16);
- Отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17-20);
- Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21-24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий. |