Коучинг — это помощь человеку в его стремлении стать эффективным, решить стоящие перед ним задачи; технология, позволяющая человеку с помощью партнера — коуча (то есть тренера) достигать поставленных целей, осваивать новые навыки, управлять временем, находить новые ресурсы для развития и пр.
Из статьи участницы 4-х модульной программы Международного Эриксоновского Университета Коучинга «Наука и искусство трансформационного коучинга» Натальи Дудаковой
Коучинг помогает и в воспитательной работе. Мой пятый класс отвечал за организацию вечера юмора. Что сделает хороший, ответственный, «нормальный» классный руководитель? Соберёт класс, покажет всем папку со сценарием, может быть, прочитает его, потом раздаст детям слова и назначит ответственных за афишу, реквизит и т.д. И до самого мероприятия будет контролировать, загонять на репетиции, всё за всех доделывать и переделывать, жаловаться на равнодушие детей (Я для них наизнанку выворачиваюсь, всё за них придумала, организовала, а они!!! Неблагодарные!) Но я, уже давно ненормальный классный руководитель, собрала детей и с воодушевлением поздравила их с первым открытым мероприятием в пятом классе. И спросила, что они хотят получить от этого праздника.
«Ничего. Отдохнуть. Повеселиться. Радость. Хочу быть ведущим. Хочу, чтобы все нас хвалили и удивлялись, какой праздник мы устроили»
«А зачем вам это нужно? Что вы почувствуете, когда это получите?»
Оказалось, что ребята хотят почувствовать свою значимость, поднять собственную ценность.
«Каким вы хотите видеть наш праздник?»
«Весёлым. Крутым. Самым лучшим»
«А конкретно? Как украсим зал? Какие будут номера? Что ещё интересного можно придумать?»
И тут я уже не успевала записывать на доске предложения. Когда дети выговорились, мы обсудили все идеи и выбрали самые оптимальные. Ребята расходились с классного часа возбуждённые, довольные и гордые. Они ощущали себя взрослыми, самостоятельными людьми, которые только что приняли важное решение.
Через неделю мы обсуждали, как идёт подготовка. И тут нам очень помогло «Колесо баланса». Оно позволило наглядно увидеть, что у нас почти готово, а где «слабое звено». Самое интересное, что «слабым звеном» оказался сценарий КВН, который по общему решению должна была подготовить я. А вот дети все данные ими самим себе задания выполнили.
После праздника – обязательный анализ.
« Что ценного вы получили для себя в процессе подготовки? Чему научились? Чему удивились? Что нового испытали и узнали о себе? Достигнута ли цель, которую каждый из вас ставил вначале? А если бы нам сейчас снова надо было готовить подобный праздник, что бы вы сделали уже по-другому?»
Коучинг в своей работе я применяю совсем недавно, многому ещё нужно учиться. Но уже понятно, что коучинговый подход даёт хорошие результаты в формировании свободной и счастливой личности ребёнка.
|