Четверг, 19.12.2024, 03:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Кабинет организационно-методического
сопровождения воспитательной работы

Уважаемые коллеги! Благодарим участников Республиканского фестиваля педагогических идей педагогов дополнительного образования "ТУТ: Территория Увлечений и Творчества" за интересные работы! Сертификаты участников размещены на сайте мероприятия.
Поиск
Добро пожаловать!
Меню сайта
Второе образование
Напишите нам!
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

О сайте
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мы социальны
Мы в Telegram
Опрос

Материалы в помощь педагогам

Главная » Статьи » Копилка педагога-воспитателя » Педагогические задачи

Если ребенок молчит

На одном из первых уроков в новом классе учитель вызывает Витю Астафьева. Мальчик встает и молчит. 

Ты сделал задание? - спрашивает учитель. Молчание.  

Что ты молчишь, сделал или нет? Ученик молчит. 

Ты не умеешь разговаривать? Смех в классе. 
Учитель подходит, смотрит в тетрадь Астафьева. Задание сделано. 
- Странно, - говорит учитель, - ну, садись. 
Перед концом урока все повторилось. Астафьев встает и молчит.. Ни слова. 
-Что это с ним? - вполголоса интересуется учитель у девочки с первой парты. 
Девочка кокетливо хихикает (к учителю в классе отношение сразу же установилось очень хорошее: похоже, зачислили в «любимые»), довольно громко отвечает, кивая на Витю: «Да он у нас такой, хи-хи, в общем, с приветом...». В классе опять смех. Витя «вжимается» в стул. 
После урока учитель рассказывает об инциденте классному руково­дителю, интересуется ее мнением. 
- Вообще-то он мальчик замкнутый, - объясняет классный руководитель, - себе на уме. Всегда тихий, в сторонке, ни в чем не участвует, ни в каких мероприятиях. Мальчик умный, не знаю, почему это вам девочки сказали, что он «с приветом»: из хорошей семьи. Отец - инженер, мать в библиотеке работает. Очень дружная семья. На уроках отвечает неохотно, конечно, но чтобы вот так - стоять и молчать - такого еще не было. 
На следующем уроке история повторяется. Астафьев молчит. Учитель оставляет его после урока. Они вдвоем в классе, 

Почему ты молчишь, Витя, когда я тебя вызываю? Молчание. 

Ты скажи, мне, пожалуйста. Я вспоминал-вспоминал, чем тебя оби­дел, так и не вспомнил. Я тебя чем-то обидел? 
-Нет. Наконец, первое слово. 

Почему же ты молчишь? 

Не знаю. 

Как это - не знаешь? Давай-ка договоримся, больше ты молчать не будешь. Ладно? Ну, иди. 
На следующем уроке, учитель вызывает Астафьева. Астафьев встает и молчит. 
Что делать? Как поступить учителю? 

Авторитаристы 
(Как всегда, первыми принимают решение и как всегда с оглядкой на «кнут».) 
- По-хорошему учитель пробовал. Надо попробовать, «по-плохому». Если Астафьев умный, если у него приличные отметки, если дома его учебе придают значение - а, видимо, это именно так - двойки и вызов ро­дителей могут переломить его упрямство. 

Либералы 
А вы уверены, что это упрямство? Мальчик не глупый, в семье поря­док. Все-таки, наверное, что-то у него с этим учитлем было, чего учитель просто не заметил. Надо еще раз вспомнить, может быть, снова, посерьез­нее, порасспрашивать ребят. 
Ну а если это упрямство, все равно следует помнить, что речь идет о ребенке; учитель не должен восстанавливать его против себя двойками и угрозами. Попробовать быть с ним, наоборот, очень ласковым, может быть, не постесняться в классе, при других ребятах, проявить к нему больше участия: ласковый взгляд, ласковая речь, обращаться - «Витя», «Витенька», не надо стесняться этого, следует переломить предубеждение к учителю. 
Возражение. Из-за такого сюсюканья он еще больше замкнется. Класс ведь заметит особое отношение к Вите, ребята будут иронизиро­вать, шутить по этому поводу. И, собственно, почему, для чего эта ласка? Пока не знаем причины, так и будем пробовать то кнут, то пряник, а поль­зы, видимо, никакой не извлечем. 


Объяснение преподавателя 

Очевидно, мы имеем дело с ярко выраженным типом интроверта. Специалисты по общению делят людей на несколько типов: доминанты (подавляющие), недоминанты (робкие), мобильные (легко переключае­мые), ригидные (основательные), экстраверты (направленные на других), интроверты (направленные на себя). Интроверты - замкнутые, нелюди­мые, для них выступление на публике, тем более публичное обсуждение их персоны - всегда испытание, мука. 
Витя, каким он предстает в ситуации, вполне соответствует этому описанию. Видимо, его молчание - доведенная до крайности реакция ин­троверта на нового учителя, чей престиж в классе сразу определился, как очень высокий. К остальным учителям он привыкал (и они к нему) с дет­ства. Здесь же боязнь, что новый человек его не поймет, не оценит (а страх обязателен для интроверта), что, возможно, прозвучит шутка, неле­стный комментарий, буквально сковала ученика, что называется «закли­нила». В принципе безобидные (для «обычного» ребенка) реплики учите­ля и реакция класса закрепили этот страх, эту скованность. 
Как вести себя учителю? Представляется, что лучшая рекомендация: не вызывать, не поднимать Витю при всех, при классе. Знания проверять по письменным работам, общаться с ним наедине. Ведь оставшись один на один с учителем, он, наконец, заговорил. Но, стараясь приучить, «при­ворожить» его к себе в приватных беседах, не следует «нажимать» на личную тематику, да и ласковостью (за которую так ратовали либералы) не стоит увлекаться; интроверт ни того, ни другого не любит. Лучше все­го „тут работает суховато-вежливый, ровный тон, доброжелательно-учтивое обхождение. Как долго продлится такое общение - привыкание «наедине» - сказать трудно, но, думается, оно здесь - лучший выход. 
 
Из книги В. И. Лещинского "Педагогические задачи"

Категория: Педагогические задачи | Добавил: cvrtl405 (03.04.2015)
Просмотров: 2487 | Теги: воспитательная работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Приглашаем!
Косплей

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики ГОУ ДПО Информационный вестник гражданско-патриотического воспитания Электронный журнал В помощь организатору летнего пришкольного лагеря Альманах Центр дистанционной самодиагностики Дистанционное обучение

Оформление сайта. Отдел воспитания и развития творческой личности ДонРИДПО © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz