На одном из первых уроков в новом классе учитель вызывает Витю Астафьева. Мальчик встает и молчит.
*
Ты сделал задание? - спрашивает учитель. Молчание.
*
Что ты молчишь, сделал или нет? Ученик молчит.
*
Ты не умеешь разговаривать? Смех в классе.
Учитель подходит, смотрит в тетрадь Астафьева. Задание сделано.
- Странно, - говорит учитель, - ну, садись.
Перед концом урока все повторилось. Астафьев встает и молчит.. Ни слова.
-Что это с ним? - вполголоса интересуется учитель у девочки с первой парты.
Девочка кокетливо хихикает (к учителю в классе отношение сразу же установилось очень хорошее: похоже, зачислили в «любимые»), довольно громко отвечает, кивая на Витю: «Да он у нас такой, хи-хи, в общем, с приветом...». В классе опять смех. Витя «вжимается» в стул.
После урока учитель рассказывает об инциденте классному руководителю, интересуется ее мнением.
- Вообще-то он мальчик замкнутый, - объясняет классный руководитель, - себе на уме. Всегда тихий, в сторонке, ни в чем не участвует, ни в каких мероприятиях. Мальчик умный, не знаю, почему это вам девочки сказали, что он «с приветом»: из хорошей семьи. Отец - инженер, мать в библиотеке работает. Очень дружная семья. На уроках отвечает неохотно, конечно, но чтобы вот так - стоять и молчать - такого еще не было.
На следующем уроке история повторяется. Астафьев молчит. Учитель оставляет его после урока. Они вдвоем в классе,
*
Почему ты молчишь, Витя, когда я тебя вызываю? Молчание.
*
Ты скажи, мне, пожалуйста. Я вспоминал-вспоминал, чем тебя обидел, так и не вспомнил. Я тебя чем-то обидел?
-Нет. Наконец, первое слово.
*
Почему же ты молчишь?
*
Не знаю.
*
Как это - не знаешь? Давай-ка договоримся, больше ты молчать не будешь. Ладно? Ну, иди.
На следующем уроке, учитель вызывает Астафьева. Астафьев встает и молчит.
Что делать? Как поступить учителю?
Авторитаристы
(Как всегда, первыми принимают решение и как всегда с оглядкой на «кнут».)
- По-хорошему учитель пробовал. Надо попробовать, «по-плохому». Если Астафьев умный, если у него приличные отметки, если дома его учебе придают значение - а, видимо, это именно так - двойки и вызов родителей могут переломить его упрямство.
Либералы
А вы уверены, что это упрямство? Мальчик не глупый, в семье порядок. Все-таки, наверное, что-то у него с этим учитлем было, чего учитель просто не заметил. Надо еще раз вспомнить, может быть, снова, посерьезнее, порасспрашивать ребят.
Ну а если это упрямство, все равно следует помнить, что речь идет о ребенке; учитель не должен восстанавливать его против себя двойками и угрозами. Попробовать быть с ним, наоборот, очень ласковым, может быть, не постесняться в классе, при других ребятах, проявить к нему больше участия: ласковый взгляд, ласковая речь, обращаться - «Витя», «Витенька», не надо стесняться этого, следует переломить предубеждение к учителю.
Возражение. Из-за такого сюсюканья он еще больше замкнется. Класс ведь заметит особое отношение к Вите, ребята будут иронизировать, шутить по этому поводу. И, собственно, почему, для чего эта ласка? Пока не знаем причины, так и будем пробовать то кнут, то пряник, а пользы, видимо, никакой не извлечем.
Объяснение преподавателя
Очевидно, мы имеем дело с ярко выраженным типом интроверта. Специалисты по общению делят людей на несколько типов: доминанты (подавляющие), недоминанты (робкие), мобильные (легко переключаемые), ригидные (основательные), экстраверты (направленные на других), интроверты (направленные на себя). Интроверты - замкнутые, нелюдимые, для них выступление на публике, тем более публичное обсуждение их персоны - всегда испытание, мука.
Витя, каким он предстает в ситуации, вполне соответствует этому описанию. Видимо, его молчание - доведенная до крайности реакция интроверта на нового учителя, чей престиж в классе сразу определился, как очень высокий. К остальным учителям он привыкал (и они к нему) с детства. Здесь же боязнь, что новый человек его не поймет, не оценит (а страх обязателен для интроверта), что, возможно, прозвучит шутка, нелестный комментарий, буквально сковала ученика, что называется «заклинила». В принципе безобидные (для «обычного» ребенка) реплики учителя и реакция класса закрепили этот страх, эту скованность.
Как вести себя учителю? Представляется, что лучшая рекомендация: не вызывать, не поднимать Витю при всех, при классе. Знания проверять по письменным работам, общаться с ним наедине. Ведь оставшись один на один с учителем, он, наконец, заговорил. Но, стараясь приучить, «приворожить» его к себе в приватных беседах, не следует «нажимать» на личную тематику, да и ласковостью (за которую так ратовали либералы) не стоит увлекаться; интроверт ни того, ни другого не любит. Лучше всего „тут работает суховато-вежливый, ровный тон, доброжелательно-учтивое обхождение. Как долго продлится такое общение - привыкание «наедине» - сказать трудно, но, думается, оно здесь - лучший выход.
Из книги В. И. Лещинского "Педагогические задачи" |