На уроке русского языка в 5 классе ученики самостоятельно выполняют упражнения. Учительница замечает, что сегодня усердно работает Саша. Вообще-то он заядлый двоечник, отношение к нему в классе насмешливо-снисходительное. Маленький, щуплый, всегда как будто немного испуганный. Если дается самостоятельная работа, Саша обычно сидит - бездельничает, виноватыми «собачьими» глазами глядит на учителя, в лучшем случае «сдирает» у великодушных соседей. Сегодня же пишет, поглядывая в учебник. Материал не сложный, вполне Саше по силам.
- Молодец, Саша, - решила похвалить его учительница, - как приятно смотреть на тебя, когда ты думаешь, работаешь.
По классу пробежал легкий шелест: то ли возглас удивления, то ли смешок.
*
А вы ему пятерку поставьте, - острит кто-то из ребят, и все смеются: Саша и «пятерка» - вещи несовместимые.
*
Поставлю, если заслужит, - слегка повышает голос учительница, - когда закончите упражнение, я проверю у некоторых из вас тетради. - Работа закончилась, учительница проверяет тетради. Вот, наконец, к ней с тетрадью подходит Саша. Класс, вроде бы выполняет новое задание, но с любопытством поглядывают на Сашу и учительницу.
Учительница берет в руки тетрадь и вдруг видит, что она пуста. Точнее: написан номер упражнения, а дальше - чистый лист...
Итак, представьте себя на месте учительницы. Ваши действия?
Авторитаристы
- Надо ставить двойку. Учительница обещала поставить Саше то, что он заслужит. Не нужно растить, бездельников, стало модным ходить вокруг лентяев на задних лапах, все какие-то воспитательные приемы выискивать, нужно поступать именно так: что заслужил, то и получил.
Либералы
Похоже, у мальчика не все в порядке в семье. Надо выяснить обстановку, надо организовать какую-то помощь. Если ему не могут помочь дома, позаниматься с ним дополнительно. Но сейчас двойки ставить не следует. Какой толк от этой очередной плохой отметки? Не стоит заострять внимание класса на невыполненном Сашей упражнении. Сказать просто: «Садись, Саша».
Возражения авторитаристов
А какой толк от «безотметочного» разговора? Мальчик же все время так «работает». Что ж, вообще ему отметок не ставить? Вот так и перетягиваем из класса в класс на «натянутых», троечках. А семья? Ну, выяснится, скажем, что отца у него нет, а мать - уборщица с восемью классами образования; Ну и что? Ведь не сказано, что он умственно отсталый, сказано - что бездельник. Надо приучать к ответственности.
Группа не пришла к единому мнению.
Объяснение преподавателя
Ситуация позаимствована из практики учительницы школы № 48 г.Воронежа Елены Владимировны Востроиловой. Что сделала Елена Владимировна, увидев чистый лист, увидев, что упражнение не сделано? Учительница, к общему удивлению, к удивлению самого Саши, объявила: «Садись, Саша, пять».
Класс был поражен - первая пятерка Саши. Саша сел, тетрадь тут же засунул в портфель.
Когда ребята выходили с урока, Елена Владимировна отозвала Сашу: «Я буду сегодня в школе до четырех часов. Сделай упражнение и приди мне его покажи. Хорошо?». Сама Елена Владимировна объяснила так свое решение. «После того, как в классе под общий смех прозвучало предложение поставить Саше пятерку, я решила: как бы плохо он ни написал - поставлю пять. Такая отметка, по общему мнению, и, по мнению самого Саши, для него невозможна. Прежде всего, хотелось как-то поколебать снобистскую пренебрежительность класса.
Но, кроме того, я как-то быстро, почти интуитивно, почувствовала, что нужно какое-то необычное, нестандартное действие, чтоб дать Саше некую встряску, выбить из привычной колеи безделья, запуганности, равнодушия по отношению к самому себе. Для него пятерка могла быть таким толчком. Ведь, мне кажется, я ничего не теряла, а приобрести могла. Двойки и сочувственные нотации уже были.
В четыре часа, когда я уже собиралась уходить, он, запыхавшись, вбежал в кабинет, протянул тетрадь. Упражнение сделал неплохо, всего одна ошибка. И столько радости и гордости было в его глазах, что я. поверила, что он не безнадежен. Будем работать дальше». |